Успех в тельняшке

07.12.2015

Эта история небольшой прядильной мастерской, основанной в 1889 году на северо-западе Франции, покоряет своей искренностью. Пройдя долгий путь, совершенствуя производство и при этом не отказываясь от своих истоков, марка одежды Saint James, прославившаяся выпуском морских свитеров и тельняшек, продолжает «полосатый» путь к сердцам клиентов по всему миру. О внушительном прошлом, динамичном настоящем и перспективном будущем своего бизнеса рассказывает генеральный директор компании Люк Лесанкаль.

Господин Лесанкаль, история Saint James начинается с изготовления шерстяной нити и трикотажного белья. С конца XIX века компания занялась производством шерстяных свитеров и тельняшек для моряков. Как удалось превратиться из бренда, по сути, рабочей одежды в марку премиум-класса?

Люк Лесанкаль: История марки Saint James неразрывно связана с одноименным городом во французском регионе Нижняя Нормандия. Это самобытный край, исконным занятием жителей которого было овцеводство. Изначально наша марка действительно занималась пряжей и окрашиванием шерсти местного происхождения. Продукцию направляли на реализацию в ближайшие мастерские и магазины. С 1900-х годов компания начала выпуск готовых изделий. Поначалу это были исключительно свитеры для моряков из шерсти, позже – полосатые джемперы из хлопка.

Середина XX века стала не только временем становления Saint James как fashion-марки, но и эпохой кардинальных перемен в моде. Французский дизайнер Габриэль Шанель первой ввела в коллекции хлопковые полосатые тельняшки. Она создала новый женский роскошный образ в морском стиле. В это же время побережье Франции постепенно заполнялось отдыхающей элитой: дамы стремительно освобождают свой гардероб от громоздких нарядов, предпочитая удобную одежду. Наилучшим выбором, отвечающим на многочисленные вызовы времени, стала одежда от Saint James.

Заметную роль тельняшка играет в жизни и творчестве Жана-Поля Готье. Зачастую французский дизайнер сочетает полосатый джемпер с неоднозначным предметом мужского гардероба – килтом. Эта провокация, на наш взгляд, успешно работает на имидж и популярность бренда Saint James.

Две знаковые вещи для вашей марки – это морской свитер и тельняшка. Расскажите немного об истории их создания и традициях производства.

Люк Лесанкаль: Все началось с производства длинных рубах из необработанной шерсти: теплая одежда была необходима рыбакам из Сен-Мало, Канкаля и Гранвиля. Шерстяная нить для этих изделий тщательно отбиралась, затем на автоматических станках вязались полотна определенного размера. Такой принцип позволял получить более плотный трикотаж и высокую прочность изделия.

Со временем свитеры усовершенствовали. Вязка морских свитеров Saint James стала настолько плотной, что не пропускала воду. Крой стал более прилегающим, а длина уменьшилась для большей функциональности.

Позже Saint James занялась выпуском хлопковых джемперов. Спустя время их популярность достигла государственных масштабов, и моряков национального флота переодели в форму французского бренда. Именно так родилась знаменитая полосатая тельняшка, став главным символом моряков.

Последние несколько десятков лет бренд Saint James сопровождает слоган «Рожденные морем». На сегодняшний день марка выпускает одежду для женщин, мужчин и детей, сохраняя морскую стилистику в каждом изделии, а также в дизайне аксессуаров. Конечно, не все вещи Saint James полосатые, но цветовая гамма, детали отделки, мотивы принтов и вышивки всегда вызывают у покупателей ассоциации с морем.

Какие стандарты и инновации применяются в современном дизайне и технологиях создания изделий Saint James?

Люк Лесанкаль: Один морской свитер – это 23 км шерстяной пряжи (для одной тельняшки необходимо 4,4 км нити). Такое изделие имеет стандартизированный вес 800 грамм. На создание одного свитера уходит около 15 дней. В работе задействовано девять пар рук, мастера Saint James тщательно выполняют все 18 этапов производства: от вязания полотна до отпаривания готового изделия.

Уникальная особенность нашего производства – этап коррекции полотна перед кроем и сшиванием. В нашей компании работают около 20 опытных штопальщиц. Вооружившись лупой и маленьким крючком, они просматривают вязаное полотно миллиметр за миллиметром, чтобы выправить редкие и очень маленькие несовершенства вязания. Далее из этих кусков трикотажа кроятся детали будущего изделия (кроме тех, что вывязываются непосредственно по форме лекала). На плечо нашивается планка, на которую крепятся пуговицы, в точном соответствии с традиционными рыбацкими свитерами.

Визитной карточкой одежды Saint James стала и техника кеттлевания. Это процесс привязывания готового ворота к горловине изделия петля за петлей и отделка детали определенным видом шва. Такая обработка способствует большей эластичности ворота и легкому надеванию. Кроме того, необходимо отметить: абсолютно на всех этапах производства присутствует ручной труд.

Господин Лесанкаль, в Вашей компании внимательно относятся к кадровым ресурсам. Не раз Saint James удостаивалась премий, подтверждающих этот факт: приз «За этику управления» в 2005 году, государственная награда «Предприятие живого наследия» в 2013 году. Какой стратегии в управлении кадрами вы придерживаетесь? Сколько человек работает на сегодняшний день в штате Saint James?

Люк Лесанкаль: На сегодняшний день число сотрудников Saint James достигает 300 человек, порядка 78% персонала – женщины. Более половины людей, работающих на предприятии, имеют трудовой стаж в нашей компании от 10 до 40 лет.

В наших мастерских работают люди с высокой степенью квалификации, владеющие уникальными профессиями. Мы очень ценим наших специалистов и уделяем особенное внимание преемственности. Поэтому для нас важно обучать сотрудников непосредственно на предприятии Saint James.

С этой целью мы создали специальные подразделения, которые занимаются обучением узким специальностям, необходимым для различных этапов производства: штопки, различных техник выполнения швов, кеттлевания, раскроя трикотажного полотна и других. Все новые сотрудники проходят обучение от 18 до 24 месяцев. На сегодняшний день таких – около 15 человек, еще десять буду наняты в ближайшие недели.

Марка Saint James приобрела известность благодаря одежде, изготовленной из качественной шерсти. Кто на сегодняшний день является поставщиками сырья?

Люк Лесанкаль: Изначально Saint James закупала шерсть у местных поставщиков (Север Котантена, Нормандия). К концу XIX века количество прядильных мастерских во Франции заметно сократилось, а вскоре они исчезли совсем. На сегодняшний день специалисты Saint James с особым пристрастием выбирают пряжу высокого качества и устойчивую к скатыванию. Шерстяная нить закупается в Австралии, Новой Зеландии и Южной Америке. После поступления на нашу фабрику она подвергается жесткому контролю и многочисленным тестам, с помощью которых проверяется качество, плотность, гигрометрия и эластичность нити.

Господин Лесанкаль, расскажите о производственных мощностях компании: каковы площади и объем выпуска изделий?

Люк Лесанкаль: У истоков предприятия Saint James стояла Ассоциация ремесленников, специализировавшихся на производстве шерстяной нити, ее окраске, вязании и изготовлении трикотажного белья для местных моряков. Статус акционерного общества компания получила в 1929 году.

В течение всего XX века Saint James активно развивалась, производственные площади росли. В 1976 году – до 1 800 кв. метров мастерских и 300 кв. метров административных помещений. В 1994 году было построено еще одно здание (в форме морских волн), введены в эксплуатацию 4 000 кв. метров производственных помещений и 600 квадратов – административных.

На сегодня общая площадь, занимаемая компанией Saint James, составляет 15 000 кв. метров. Ежегодно здесь выпускается две сезонные коллекции – около 1 млн изделий.

На сегодняшний день марка Saint James представлена во многих странах мира. Перечислите ключевые рынки сбыта. Насколько марка Saint James популярна на родине бренда, во Франции?

Люк Лесанкаль: Одежда Saint James реализуется через мультибренды по всему миру, а также одноименную розничную сеть. В Европе работает около 1 000 розничных точек, где представлена марка. Шесть монобрендов находится в Японии, еще шесть – в Корее, два – в России. В ближайшее время планируется открытие второго фирменного магазина Saint James в США (Нью-Йорк).

Мы экспортируем около 35% нашей продукции в страны Европы, Азии, а также Северную Америку. Эта доля неуклонно растет, и по итогам 2015 года мы ожидаем роста до 40%. Для компании очень важно увеличивать экспорт. При этом мы четко понимаем, что это не способ быстрого достижения известности бренда и искусственного роста производства, а долгий, сложный и дорогостоящий процесс.

На наш взгляд, чтобы достичь успеха на международных рынках, необходимо чувствовать себя уверенно на родине. Поэтому развитие во Франции для нас так же важно, как выход за пределы страны. Для французов Saint James стал настоящей достопримечательностью Атлантического побережья. В конце октября нашу фабрику посетил президент республики Франсуа Олланд, таким образом выразив уважение общественным начинаниям компании, которая помогает также развивать туризм в регионе. Здесь стоит пояснить: в 2014 году Saint James открыла мастерские для широкой публики. Мы проводим экскурсии по фабрике и рассказываем о секретах производства одежды.

Какое место со стратегической точки зрения для бренда Saint James занимает Россия? Каковы дальнейшие планы по развитию в нашей стране?

Люк Лесанкаль: Первые поставки продукции Saint James в Россию были произведены два года назад через нашего эксклюзивного партнера ATVS Fashion Group. И ежегодно этот рынок сбыта демонстрирует рост. Стратегия развития нашей марки на территории РФ предполагает обширное присутствие в мультибрендовых магазинах. В этом ритейл-формате Saint James может быть представлен наряду с брендами со схожей ДНК. Вместе с тем мы также нацелены расширять сеть монобрендов в дополнение к двум франчайзинговым проектам компании – бутикам, открывшимся в апреле 2015 года в Твери и Тюмени.